Saturday, April 2, 2016

ГПТУ

- Ты знаешь, как расшифровать аббревиатуру «ГПТУ»? «Ты знаешь? Не, ну попробуй отгадать. Ну давай, ну же, ну». Мой сосед по сиденью вот вот взорвется хохотом и брызжет слюной. 
- Черт побери, дядя, ну где ты взялся на мою голову? 

Я еду в стареньком «Икарусе» из Никополя в Нововоронцовку. Жизнь для меня остановилась, я провалил вступительные экзамены на юридический и мне кажется, что это конец всему. Как минимум, я теряю целый год и что делать и как делать, я не знаю. 
Первые два экзамена я сдал успешно, но осекся на истории. Нет, никто меня не валил, вопросы были нормальные и стандартные. Мне казалось, что я хорошо знаю историю, но это оказалось не так, - не мог вразумительно ответить на вопросы типа «в каком именно году это было», «назовите точную дату этой военной операции». В ступорте смотрю в лицо принимающему экзамен преподавателю, думаю, ведь он знает все эти даты, а у него поди поболее всяких проблем и забот, чем у меня. Значит, я тоже могу их знать и, на следующий год, я буду тут.


Забираю в приемной комиссии документы, медленно выплываю на улицу. Лето необычайно жаркое и находиться на «свежем» воздухе невыносимо, а тут еще эти пульсы в голове. Вяло рассматриваю куда-то спешащих по своим делам людей, глазею на витрины, изучаю свое отражение, нахожу его достаточно мужественным. Все, финиш. Люди куда-то едут, куда-то идут, о чем-то переговариваются и им нет дела до обескураженного подростка. Да и, в общем то, это нормально, я то это понимаю. Просто про себя подумал, мы ведь не оглядываемся по сторонам, не читаем лица. А, может, сейчас около нас кто-то судорожно ищет варианты как выжить или как придумать оправдание для себя или у кого одолжить денег на операцию для своего ребенка.
Потом была душная общага музучилища (я остановился там на время экзаменов), сочувствующие взгляды дежурных, душный и дурно пахнущий бомжами донецкий вокзал, еще более душный вагон и стандартные выпивающие попутчики.
В дороге решил, что обязательно поступлю в этот институт и что надо как-то по-максимуму использовать время. Решено, пойду учиться в ПТУ. Ближайший городок с училищами, это Никополь, а там ПТУ №34, сдаю документы на сварщика (решил, что это наиболее практичная профессия). Это 1996 год, разгар кризиса, я живу даже не знаю где (полтора года в общежитии в Херсоне, учился в лицее, пол года в Нововоронцовке со своим отцом, пару месяцев в Цюрупинске, с дедом). Денег нет вообще, магазины «Секонд Хенд» тогда еще не появились, одеться была проблема, поесть сытно тоже проблема. Картошка в мундирах и керченская хамса – это было по праздникам.
Я поступал в институт внутренних дел, потому что мечтал стать юристом, а в этом заведении можно было учиться бесплатно, получать при этом хорошую стипендию, одежду и питание. Мне казалось, что, при желании, я могу поступить на бюджет в любой ВУЗ, но как учиться, не имея вообще денег? Решил, что институт внутренних дел, это самое оно.

- «Не, ну ты хотя бы попытайся отгадать, ну как расшифровывается «ГПТУ»»? – «Господи помоги тупому устроиться! Ааааааааа!» (заливается счастливым хохотом). Ладно, дядя, смейся, мне как-то это все фиолетово сейчас. Забавно, что я ведь и вправду «устроился» только что и мой попутчик невероятным образом попал в точку. 

Потом были погожие осенние деньки, скучная учеба в ПТУ, заплеванная и загаженная общага этого самого ПТУ. В общежитии были определенные места на стенах, проходя возле которых практически все жители плевали туда, как бы исполняя свой долг. Я бегал по утрам, ходил на кикбоксинг и пытался научиться играть на трубе (обожаю этот музыкальный инструмент). 
Учебу я закончил досрочно с красным дипломом и варил лучше всех в группе. После ПТУ посвятил несколько месяцев исключительно подготовке к экзаменам, выработал свою «систему» как запоминать эти все даты и сдал экзамены легко.

А, к чему я это начал. Спустя пятнадцать лет этот самый диплом сварщика нам (я уже был не один) здорово помог, - профессия «Сварщик» оказалась в списке востребованных при иммиграции в Канаду и за этот самый диплом давали много баллов.
А диплом юриста не стоил ничего. Вот такая вот петрушка. 
Если вы, в какой-то момент, думаете, что мир рушится и что это вот, это страшная неудача и проблема, - сделайте глубокий вдох, взгляните в себя (научиться этому можно у беременных женщин, они все «смотрят в себя»), улыбнитесь и ждите хорошего. Очень часто негативные на первый взгляд вещи оказываются самыми полезными и нужными в судьбе.

No comments:

Post a Comment